понедельник, 16 января 2012 г.

Йозеф Судек






Иосиф Судек - фотограф близкий к группе "Ф-64", но державшийся на стороне, лиричный, сентиментальный, замкнутый и застенчевый. Фотография была средством его коммуникации с людьми. Он был успешен коммерчески и являлся рекламным фотографом. Фотографировал архитектуру (эффеты освещения), потреты в студии, интерьеры в Праге. Сам он был без руки и ему помогал его ассистент. Предпочитал форматные старые фотокамеры и контактный способ копирования снимков. Был мастером запечатления световых эффектов в разные часы дня. Часто на наутре ставил выдержку около минуты и в течении её пил чай.
От автора сайта

Йозеф Судек (Josef Sudek, 1896-1976) родился в городе Колин в Богемии. В 1910 году молодой человек приехал в Прагу, выучился на переплетчика, после чего некоторое время работал в городе Нимбурк. Во время Первой мировой войны, в 1917 году, Судек был ранен осколком гранаты и потерял правую руку. Три года провел в лазаретах, потом, не имея возможности вернуться к профессии переплетчика, ступил на неопределенную стезю художественного фотографа: «затвор можно нажимать и одной рукой», — говорил он. Он поступил в Государственное полиграфическое училище, фотографическим отделением которого руководил профессор Карел Новак. В 1924 году Судек получил диплом и, спустя несколько лет, приобрел маленькое деревянное ателье.

Йозеф Судек не был «коммерческим фотографом»: он работал на заказ только чтобы обеспечить себе необходимый прожиточный минимум. Финансовую свободу ему принесла вышедшая в 1956 году иллюстрированная (232 фотографии) монография о его творчестве. С этого времени начался, пожалуй, самый продуктивный период творческих свершений мастера.

Диапазон его сюжетов необычайно широк — это социальная фотография, портрет, обнаженная натура, реклама, пейзаж, натюрморт... И все же основу его творчества составляют два последних жанра: художественный пейзаж и натюрморт. Его фотографии — натюрморты в особенности — необычайно поэтичны, он как будто слагает стихи, имея в своем распоряжении всего две рифмы: свет и тень, но владея ими безукоризненно. Он обращается с самыми обыкновенными вещами и сюжетами совершенно необычно, он передает нам свое восхищение поэтической жизнью простых никому не интересных предметов. «Все вокруг нас — живое или мертвое — в глазах сумасшедшего фотографа приобретает множество форм. Мертвые объекты возвращаются к жизни благодаря свету или окружающему их миру. Поймать такой момент — я думаю, это очень поэтично», — вспоминал он.

Комментариев нет:

Отправить комментарий