понедельник, 16 января 2012 г.

Гьен Мили






Гьен Мили – албанский фотограф, о котором сегодня мало кто помнит, но это вовсе не означает, что его вклад в развитие фотографии ничтожен.

Гьен Мили (Gjon Mili) родился 28 ноября 1904 года в Албании, позднее его семья переехала в Румынию. Еще совсем молодым человеком, в 1923 году, он эмигрировал в Соединенные Штаты Америки и поступил в Массачусетский технологический институт на электротехнический факультет. Сейчас сложно сказать, когда он стал увлекаться фотографией, но уже в конце 1930-х годов его снимки стали появляться в журнале «Life».

В 1937 году судьба сводит Мили с профессором Гарольдом Юджином Эдгертоном, который разработал технику мгновенной фотографии. Он первый стал применять в фотографии стробоскоп (прибор, производящий быстро повторяющиеся световые импульсы). Его работы с выдержкой одна стотысячная секунды показали мир, доселе неведомый людям.

Эдгертон не желал быть художником, его интерес был исключительно научным. Поэтому в Мили он видел последователя, который бы удовлетворил художественный интерес публики.

Позднее Мили говорил:

«Моему поколению повезло жить в то время, когда фотография развивалась очень быстро, заставляя нас постоянно экспериментировать и искать новые подходы».

Надо сказать, что Мили был талантлив во многом. Кроме фотографии, он увлекался музыкой, в частности, он самостоятельно выучился игре на гобое. Его разносторонность позволяла быть Мили быть своим в среде людей искусства. А это, в свою очередь, давало возможность фотографировать художников, музыкантов, танцоров, запечатлевать мгновения, создаваемые их неповторимыми движениями.

Кроме всего прочего, Мили увлекался кинематографом: в 1945 году его фильм «Jammin' the Blues» о знаменитых музыкантах 1930-1940 годов был номинирован на премию Оскар.

В конце 1940-х годов Гьен Мили перестал использовать в своей работе стробоскопические вспышки:

«Стробоскоп надоел мне за десятилетие – я выжал из него все что мог и не хотел повторяться».

Не очень долго он ассистировал фотографу Эдварду Уэстону, затем продолжил карьеру свободного фотографа в различных жанрах: фотожурналистика, портрет, спортивная фотография. Он постоянно публикуется на страницах журналов, издает несколько книг: «Магия оперы» («The Magic of Opera», 1960), «Третье измерение Пикассо» («Picasso's Third Dimension», 1970).

В середине ХХ века Гьен Мили был популярен как никогда: в 1958 году журнал «Popular Photography» назвал его одним из десяти лучших фотографов современности. Но в 70-х о нем стали забывать. Он все реже печатается, его книга «Гьен Мили: Фотографии и воспоминания» («Gjon Mili: Photographs and Recollections»), вышедшая в 1980 году, не получает должного отклика. Когда 14 февраля 1984 года или умирает, это тоже не находит отклика у фотографической общественности.

И лишь на стыке веков возросший интерес к фотографии возродил интерес и к Гьену Мили. Ежегодная премия имени Гьена Мили вручается на родине фотографа, в Албании, в США в Массачусетском технологическом институте, где учился Мили, проводится фотоконкурс имени Эдгертона и Мили. Имя великого фотографа вновь возвращается к нам, а также и его удивительные работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий